Потребителю на заметку!
Зачастую в случае не разрешения вопроса в досудебном претензионном порядке, потребители вынуждены обращаться в суд, так как защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд (ст. 11 ГК РФ, п.1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей») (далее - Закон).
Законодательство о защите прав потребителей предусматривает особенности для подачи исковых заявлений и рассмотрений споров по защите прав потребителей, а именно:
1. Досудебный порядок не всегда является обязательным. До подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (пункт 4 статьи 55 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи"), а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (пункт 1 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).
Несоблюдение данного правила является основанием для возвращения искового заявления со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ.
Следовательно, для остальных споров претензионный порядок обязательным не является, и потребитель, в случае наличия спора, вправе обратиться в суд.
2. При подаче искового заявления госпошлина не оплачивается. Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 3 ст. 17 Закона).
3. Территориальную подсудность можно выбирать. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
жительства или пребывания истца;
заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства (п. 2 ст. 17 Закона).
4. Штраф 50% в пользу потребителя. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Таким образом, для обоснования требования о взыскании судом штрафа, потребителю необходимо подтвердить факт несоблюдения со стороны хозяйствующего субъекта в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя. Таким подтверждением могут быть обращения (претензии, заявления) в адрес продавца/ исполнителя/ изготовителя со стороны потребителя, направленные в письменном/электронном виде.
Горячая линия
Консультационный пункт для потребителей Тихорецкого филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» с 11.03.2024 по 22.03.2024 г. проводит «горячую линию» по вопросам судебной защиты прав потребителей.
В этих и других вопросах потребителям помогут разобраться юрисконсульт консультационного пункта:
- на личном приеме по адресу:
г. Гулькевичи, ул. Комсомольская, 180, 3 этаж;
- по телефонам:
8 (86160) 3-26-61; 8918-417-48-22
- дистанционное консультирование эл. почта:
gulkevichi_kp_zpp@bk.ru